пятница, 17 апреля 2020 г.

Читайте детям сказки

 
    Дорогие мамы  и папы. Сейчас экранные мультики теснят, к сожалению, волшебные сказки. А жаль. В мультике ребёнок видит уже готовый образ, его фантазия спит. А читая сказку, он может воображать героев какими угодно. В этом случае детская фантазия цветёт буйным цветом – стоит только посмотреть на то,  что дети рисуют под впечатлением прочитанных сказок. Читайте детям сказки. Это витамин для развития души вашего ребёнка.
     Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
   Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем.  Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
    Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
   Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
   В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
   Постарайтесь, чтобы  сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.          Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Перечень детской художественной литературы
 для средней группы, рекомендованной к чтению:
Русские  народные  и  зарубежные  сказки:
  1. «Про Иванушку - дурачка» русская народная, в обр. М.Горького;
  2. «Лисичка – сестричка и волк» русская народная в обр. М. Булатова;
  3. «Зимовье» русская народная в обр. И.Соколова - Микитова;
  4. «Привередница» русская народная в обр. В.Даля;
  5. «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого;
  6. «Лиса и козёл»  русская народная в обр. О. Капицы;
  7. «Лисичка со скалочкой» русская народная в обр. М. Булатова;
  8. «Жихарка»  русская народная в обр. И. Карнауховой;
  9. «Чудесные лапоточки»  русская народная в обр. Н. Колпаковой;
  10.  «Война грибов с ягодами» русская народная в обр. В.Даля;
  11. «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в обр. О. Капицы;
  12. «Лиса – лапотница» русская народная в обр. В.Даля;
  13. «Хитрая лиса» корякская;
  14. «Страшный гость» алтайская;
  15. «Пастушок с дудочкой» уйгурская;
  16. «Три брата» хакасская;
  17. «Травкин хвостик» эскимосская;
  18. «Как собака друга искала» мордовская;
  19. «Колосок» украинская;
  20. «Три поросёнка» английская;
  21.  «Врун», «Ивовый роток» японская;
  22. «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  
  23. «Хвосты», «Снегурочка»  (в  обр.  Л.Н. Елисеевой),  
  24. «Пастушья  дудочка»,
  25.  «Коза-дереза»
  26. «У  страха  глаза  велики»  (в  обр. М.М. Серовой),  
  27. «Гуси-лебеди»,
  28. «Лиса и журавль» (рис. Рачева),
  29. «Два жадных медвежонка» (венг.),
  30. «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.)
Авторские  сказки: 
  В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Разные колёса», «Мешок яблок»;
  В.В. Бианки.  «Лесной  колобок-колючий  бок»;
 К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»;  
 С.Л. Прокофьева.  «Великие  холода», «Сказка о грубом слове «Уходи»»; 
Н.К. Абрамцева.  «Чудеса,  да  и  только»,  «Новогодние  подарки»;
 Т.И. Александрова.  «Хрюшка  и  Чушка»;  
М.С. Пляцковский.  «Как  щенок Тявка учился кукарекать»;
 С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»;
 Сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»;
 В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»;
 А.А. Усачев.  «Про  умную  собачку  Соню»;  
 Б. Поттер.  «Сказки  о  кролике Питере»  (англ.);
  Э. Блайтон.  «Знаменитый  утенок  Тим», 
 А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.);
 Д.Дональдсон «Груффало»;
 «Заяц и ёж», «Бременские музыканты» бр.  Гримм;
 «Красная  шапочка» Ш.Перро;
Поэтические  произведения  классиков: 
К.Д.Бальмонт «На иве распустились почки» (отравок из стихотворения «Россия»);
А. Фет « Маленькое солнце»,
В.А. Жуковский «Птичка»,  
 А.Н. Плещеев «Сельская песенка»,
 Произведения  современных  детских  поэтов: 
 А.Л. Барто.  «Игра  в стадо»,  «Жил  на  свете  самосвал»,  «Игра  в  стадо»,  «Девочка-ревушка»;
 Л.В. Зубкова.  «Лаповички»;
  С.Н. Михалков.  «Дядя  Степа  –  милиционер»;
 В.Д. Берестов.  «Новогоднее  происшествие»;  
 В.В. Маяковский.  «Что  такое хорошо  и  что  такое  плохо»;
 Д.И. Хармс.  «Иван  Иваныч  Самовар»;
 К.И. Чуковский.  «Федорино  горе»,  «Радость», «Чудо-дерево» (рис. Коношевича»;
 С.Я. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Почта», «Перчатки»;
  А.А. Усачев.  «Поливальная  машина»;
 Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.
Проза:
 Рассказы  о  природе:  В.Р. Зотов.  «Дятел»,  «Заяц-беляк»;
 Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»;
 И.С. Соколов-Микитов. «Белка»;
  Г.Я. Снегирев.  «Как  звери  и  птицы  к  зиме  готовятся»,  «Бобровая хатка»,  «Скворец»;  
 Н.И. Сладков.  «Отчаянный  заяц»,  «Весенние  ручьи», «Гнездо»;
  В.В. Бианки.  «Мишка  Башка».
 Рассказы  о  детях:
 Н.Н. Носов.  «Затейники»,  «На  горке»;  
 М.М. Зощенко.  «Глупая  история»,  «Острое поросячье заболевание»;
 С.Г. Георгиев. «Три снеговика»,
 Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой»,
 М. Потоцкая. «Барсундук» и пр.
Малые формы фольклора: колыбельные, заклички, прибаутки, народные песенки, заклички, загадки, потешки.